День веб-мастериц
4 апреля отмечается неофициальный праздник — день веб-мастера. В дате — 4.04 — заключается отсылка к ошибке 404 Not Found.
Слово появилось в 1992 году, и тогда веб-мастерами называли всех, кто работал над корпоративными сайтами. Со временем из веб-мастеров выросли веб-разработчики, веб-дизайнеры, тестировщики (сайтов), авторы и модераторы сайтов, контент-менеджеры и сотрудники техподдержки. Их мы и поздравляем 4 апреля.
В английском языке существует женская форма слова webmaster — webmistress.
Первыми программистками были женщины, однако IT, став преимущественно «мужской» индустрией, таковой остаётся до сих пор. По данным Stack Overflow за 2020 год, женщины составляют лишь 8% сообщества.
Один из способов привлечь и удержать разработчиц в индустрии — дать им нетоксичное сообщество и поддержку. Тогда женщины не просто чему-то научатся — у них появятся ролевые модели и уверенность в своих силах, ведь если менторка смогла освоить профессию, значит, и у них получится. Также появится понимание того, что «шутки» про «морскую свинку» — не свинку и не морскую, совсем как девушка-программист — не имеют ничего общего с реальностью и лишь показывают низкую культуру у собеседника.
Примером такого сообщества можно назвать Django Girls. Зародилось оно в Польше в 2014 году благодаря Оле Ситарской (Ola Sitarska) и Оле Сендецкой (Ola Sendecka).
Чем занимаются Django Girls? Пишут туториалы, общаются в чатах и проводят однодневные воркшопы, где учат женщин создавать сайты на языке Python с помощью фреймворка Django.
[Прим. Дочери Сиф: Фреймворк — это инструмент разработки, выстраивающий «каркас» приложения и позволяющий удобно работать с его модулями. Django на сегодняшний день — один из самых популярных фреймворков для веб-разработки на Python.]
На сегодняшний день 2201 волонтёрка организовала 957 встреч Django Girls в 536 городах 98 стран.
Мы поговорили с организаторками воркшопов. Лена Волжина и Оля Тележная — из Санкт-Петербурга, Таня Исаева — из Казани.
- Сложно ли было получить разрешение на мероприятие под брендом Django Girls?
Лена Волжина. Нет, процесс довольно простой, но требует времени. Нужно подать заявку за несколько месяцев, описать свои планы по площадке, менторам и так далее, и дождаться ответа. Подробнее Оля Тележная рассказывала про процесс здесь.
Таня Исаева. Совсем нет, так как за полгода до этого я помогала в организации Django Girls в Питере, получается, у меня был хороший кредит доверия. Но также уверена, что организация легко одобрит мероприятие всем желающим, если заявка будет подана за 3 месяца до начала, и уже будет начат организационный процесс.
Оля Тележная. Нужно заполнить анкету минимум за три месяца до мероприятия. То есть, если ты хочешь провести ивент летом, то сейчас уже нужно думать об июле-августе. Из-за этого у многих проблемы. Поскольку я люблю планировать всё заранее, у меня с этим трудностей не было. Помимо этого, в анкете уточнят, есть ли у вас идеи, откуда брать менторов и площадку. В целом, надо просто почитать их требования и серьёзно отнестись к ним, они задают вполне уместные вопросы.
- Были ли ожидания от первой встречи Django Girls, которую вы организовывали? Если да, то какие? В какой степени они оправдались?
Лена Волжина. Очень хотелось, чтобы воркшоп прошёл хорошо, понравился бы участницам и был им полезен. Ожидания полностью оправдались, мы получили море драйва в процессе проведения и много благодарностей после.
Таня Исаева. Нам очень хотелось организовать дружественную атмосферу, где всем было бы комфортно учиться и общаться. Мне кажется, все очень получилось, в перерывах были организованы интересные доклады и игры на знакомство, а во время мероприятия участницы активно общались с менторками и друг с другом.
Оля Тележная. У меня как у организатора были ожидания от себя. То есть, мне хотелось сделать классный ивент. Я довольна и первым, и последующим воркшопами, мне кажется, они прошли хорошо. У меня никогда нет ожиданий в сторону публики, но каждый раз меня безумно радовало то, каких людей мы туда умудрялись подбирать. Девушки, которые пришли, были очень замотивированные, они подружились и продолжили своё развитие в индустрии. В общем, тут всё выше всяких похвал: очень классно, очень вдохновляет и в целом мотивирует заниматься подобной деятельностью.
- Встречали ли вы противодействие? Если да, то с чьей стороны?
Лена Волжина. Нет, противодействия мы не встречали, напротив, нам удалось договориться с несколькими компаниями о поддержке. Кто-то предоставил помещение, кто-то оплатил еду, кто-то выдал сувенирку для раздачи участницам.
Оля Тележная. Не могу назвать это противодействием, но мне часто приходится вести диалоги с людьми, объясняя им, зачем это всё нужно. Говорить, что да, вообще-то у нас есть гендерные проблемы в IT, что да, эти мероприятия помогают и что нет, они не делают хуже, они не сепарируют сообщество, и прочее подобное. Регулярно приходится заниматься просветительской деятельностью.
Таня Исаева. Противодействия не припомню, наверное, только негативные комментарии в сети под постами о мероприятии, но это нам совсем не мешало. Комментарии были в основном в духе «Зачем это нужно?»
- Какие подводные камни вам встретились?
Лена Волжина. Было непросто отбирать участниц по анкетам. Идея мероприятия — помочь познакомиться с программированием тем, кто минимально соприкасался с ним. Конкурс был высоким, и не раз приходилось отказывать девушкам, с которыми было бы интересно пообщаться, но они были over-qualified для нашего воркшопа.
Таня Исаева. Было много желающих, но, к сожалению, на площадке мест было ограниченное количество, поэтому нам, организаторкам, было необходимо выбрать только некоторых на основе анкет.
Оля Тележная. Не могу назвать это подводным камнем, но могу заметить, что организация ивентов занимает гораздо больше времени и сил, чем это кажется со стороны. Кажется, что там не так много надо сделать, но по факту оно съедает какое-то невозможное количество времени и ресурса, нужно координировать кучу людей и многое держать в голове.
- Как вы считаете, есть ли принципиальные отличия в проведении таких мероприятий в России и за рубежом?
Лена Волжина. Я думаю, что как в разных местах в России, так и в разных местах за рубежом всё может сильно различаться. По моим ощущениям, в России в IT-сфере многие смотрят на западные инициативы и стараются перенимать их. Но даже внутри этого пузыря важно поставить правильный порядок слов в фразе «воркшоп для женщин по программированию», чтобы не поймать волну искромётного юмора.
Оля Тележная. Чтобы валидно сравнивать, было бы хорошо провести мероприятие за рубежом, но рискну предположить, что сильно зависит от того, за каким «рубежом». Например, в Сирии было бы сложнее. Если мы говорим про Калифорнию, то там, наверное, было бы попроще, потому что там у людей более прогрессивные взгляды. Люди понимают, зачем это нужно, не нужно каждому встречному объяснять, что происходит. Плюс если это страна с высоким ВВП, то в стране больше денег, соответственно, проще найти финансирование и проще оплатить еду и найти площадку.
- Посетительницы воркшопов отмечают дружелюбную атмосферу. Скажите, у вас принят некий Code of Conduct* или это выходит «само собой»?
*Code of Conduct — это «кодекс поведения», набор норм и правил на рабочем месте.
Таня Исаева. Перед мероприятием мы конечно разговариваем с менторками, как себя лучше повести в той или иной ситуации, но, мне кажется, люди которые идут на данное мероприятие, и так уже настроены максимально дружелюбно.
Лена Волжина. На всех мероприятиях Django Girls принят общий Code of Conduct. Кроме этого, мы старались заранее подумать, какие тревоги могут быть у участниц. Мы готовили менторок к бережному и спокойному взаимодействию, придумали мини-доклады и FAQ-сессию для частых вопросов от незнакомых с IT людей, а также подготовили активности для снятия умственного напряжения в течение дня.
Оля Тележная. У других мероприятий, например, PyLadies, тоже есть Code of Conduct. Помимо этого, есть берлинский, общепринятый Code of Conduct, и куча всяких других. Фактор «само собой» тоже влияет, потому что мы очень тщательно отбираем менторок и участниц. Из-за строгого отбора на мероприятия попадают люди, которые действительно замотивированы в том, что происходит.
- Что изменилось с тех пор, как вы впервые провели митап Django Girls? Нравятся ли вам эти изменения?
Лена Волжина. Я состою в множестве женских IT-сообществ и рада их росту и активности. Мы рассказывали участницам о ценности сообщества при входе в специальность, так что особенно приятно видеть выпускниц воркшопа в общих чатах.
Таня Исаева. Наверное, главные изменения, которые я замечаю, — это изменения, которые произошли со мной. Я познакомилась и подружилась с замечательными людьми, с которыми мы вместе развиваемся. Стала увереннее в профессиональной сфере. Знаю, что многие участницы загорелись сферой IT и стали активно развиваться в ней.
Оля Тележная. Очень сложно замечать отдельные изменения, особенно для Django Girls. Эта инициатива изменяет многое, но её результаты видны сильно позже. В Питере когда-то не было вообще ничего, а потом появились PyLadies и Django Girls. Помимо этого, были общие митапы для программистов, например, PiterPy Meetup. Когда я туда ходила, девушек там почти не было. Когда начали существовать инициативы PyLadies и Django Girls, девушек становилось всё больше и больше. Сейчас, наверно, в районе 25%. Мне очень нравятся эти изменения. Приходя на митап, мне не нравится себя чувствовать диковинной зверушкой, на которую все смотрят.
Ещё одно изменение: когда всё это только-только начиналось, гораздо больше людей относилось негативно к женским ивентам. Инициативы продолжались и продолжались, их много обсуждали. Как итог, я вижу, что сейчас к подобным инициативам многие относятся нейтрально либо позитивно. На мой взгляд, то, что женские митапы вообще появились в России, очень сильно повлияло в том числе на имидж феминизма в целом.
- Говоря об изменениях: как повлиял COVID-19? Вводили ли вы у себя какие-то ограничения в связи с пандемией, перемещались в онлайн?
Лена Волжина. За время пандемии, насколько мне известно, в России не было воркшопов Django Girls, их очень сложно перенести в онлайн из-за личного взаимодействия в режиме “смотрим в один ноутбук и стараемся решить сложности”. Но надеюсь, что когда станет больше вакцинированных, и проводить офлайн-мероприятия станет безопаснее, воркшопы возобновятся.
Таня Исаева. Да, повлиял, мы не проводили больше подобных мероприятий пока. Скорее ковид повлиял на меня эмоционально, стало много меньше ресурсов.
Оля Тележная. У нас ещё до пандемии примерно год как ничего не было, сил организаторок не хватает. С PyLadies похожая история, поэтому всё перешло в более спокойный формат. У нас есть чатики, которые мы поддерживаем и модерируем.
У PyLadies во время пандемии был один онлайн-ивент в коллаборации с PiterPy Meetup. Мы решили, что это очень сложный формат, возможно, даже сложнее, чем оффлайн. На данный момент ничего нигде не проводится.
- Django Girls существуют не первый год. Было ли такое, что посетительницы воркшопов росли как специалистки/активистки и потом приходили к вам помогать учить других?
Лена Волжина. Да, такие истории случаются, и это просто восхитительно.
Также я продолжаю общаться с девушками, с которыми познакомилась в процессе организации, и это тоже очень приятно. Общение неформальное, мы дружим.
Таня Исаева. Я пока участвовала в организации только двух Django Girls, но да, было, что девочки приходят выступать или помогать в организации мероприятий PyLadies.
Оля Тележная. На первом моём воркшопе девушка была ученицей, а на втором — менторкой. Мы очень сильно поощряем такое. Это значит, что инициатива как раз растёт и движется с помощью коммьюнити, которое во всём этом принимает участие.
У меня есть подозрение, что заинтересовавшимся IT участницам надо вырасти в ближайшие годы после воркшопа как специалисткам, им будет не до организации мероприятий. Они будут учиться и работать, нарабатывать навыки. No shame, это нормально.
Участницы воркшопов тоже ответили на наши вопросы. Пэйшенс не просто пришла на ивент — позже она помогала организовать другой воркшоп.
- Как вы узнали про Django Girls? В какой стране вы пошли на воркшоп?
Пэйшенс. Россия, Санкт-Петербург, июнь 2018 года. Узнала, переходя по каким-то ссылкам ВКонтакте, скорее всего от приятельниц из феминистского пространства “Рёбра Евы”.
- Расскажите, чего вы ожидали от воркшопа Django Girls. Есть ли у вас знакомые, которые там бывали? Если да, то что они рассказывали?
Пэйшенс. У меня не было знакомых, которые там бывали. Но мероприятие описывалось как дружелюбное, поэтому я решила пойти. За несколько лет до этого я уже пыталась изучать джанго по книге, но процесс не пошёл. И я решила, что с “группой поддержки” будет легче. И не ошиблась! Я в итоге доделала свой сайт, который начала на воркшопе, и включила туда функционал, которого в оригинальной инструкции не было. Вот сайт (там мои переводы комиксов).
Знакомые, которые у меня появились на мастер-классе, помогали мне доделывать сайт. Им можно было задавать вопросы, и они терпеливо на них отвечали.
Позже те же знакомые помогали мне подготовиться к собеседованию и получить первую работу (в devops).
Неля. Ранее вообще не слышала про такое мероприятие. Случайно увидела рассылку о нём в Телеграме от знакомых знакомых и решила попробовать. В нашем городе (Казань) воркшоп был отлично организован на базе Казанского IT-парка. Единственное, что требовалось от участниц, — это свои ноутбуки. Даже окружение можно было настроить уже на самом воркшопе с помощью менторок (а помощь понадобилась, потому что оказалось, что для новичка это непросто).
- Какое осталось послевкусие?
Пэйшенс. Очень приятно и всё как заявлено. Множество добрых людей. Поверила в себя как в женщину, способную разбираться в запутанных технических штуках, и перестала верить, что программирование — это “не моё”. Вот здесь я немного подробнее по-английски написала.
Неля. Воркшоп дал главное в новом деле: веру в себя, желание попробовать новое и ожидание, что все получится. Когда мы начинаем что-то совсем новое для себя, то всегда страшно делать первый шаг и очень здорово когда тебя при этом «держат за руку».
- Познакомились ли вы на воркшопе с новыми людьми? Если да, получили ли эти знакомства развитие? Может, именно там вас позвали в какое-нибудь сообщество для айтишниц, например, добавили в закрытый чатик? Может, вы общались с новыми знакомыми после воркшопа?
Пэйшенс. Познакомилась! До сих пор общаюсь с парой людей оттуда, хоть я и решила выйти из айти, едва зайдя туда. В какой-то момент я стала частью PyLadies и как-то там выступила. А на следующий год я уже была менторкой Django Girls. И позвала туда подругу. Подруга стала тестировщицей в итоге. Так что мне удалось передать эстафету ещё как минимум одной женщине и поделиться уверенностью.
Считаю, что такие мероприятия дают именно уверенность и поддержку тем, кому не хватает решимости из-за губительных внутренних установок. Именно поэтому Django Girls так полезны.
Неля. Нам очень повезло, так как девочки-менторки ещё на воркшопе объявили о старте сбора заявок на бесплатный очный курс для начинающих Programming for Beginners от Казанского сообщества PyLadies, и я в итоге попала на этот курс. Девушки давали материал очень легко и доступно, практически «основы кода для самых маленьких», но и в таком режиме у нас-учениц, конечно же, были вопросы и затыки. Была очень классная обратная связь в нашем чатике и на очных встречах. Впоследствии я была слушательницей многих курсов как онлайн, так и оффлайн, но такой тёплой атмосферы не встретила ещё нигде более. Курс продлился два месяца, дал нам базовые основы по введению в Python и понимание, что вообще такое код и с чем его едят.
- Как развивалась ваша карьера потом? Связали ли вы её именно с Python и Django или пошли куда-то ещё?
Пэйшенс. Я учила питон, джаву и баш, проходила курсы по алгоритмам. Решила, что хочу в девопс, потому что это сложно и важно. Добилась, чтобы меня взяли на работу в Селектел. Мне очень нравились задачи, но совсем не нравилось место работы и отсутствие чувства включённости в команду, и через месяц я ушла. Потом, когда искала следующую работу, поняла, что в айти больше быть не хочу. Как отрезало. И вернулась в перевод.
Возможно, некоторым нужна поддержка на этапе поиска второй работы. Здесь от тебя ожидают, что ты уже вписалась, что ты уже сама поплывёшь по течению, первый опыт-то уже был. Однако это верно не для всех. Скорее всего, по этой причине я вернулась в область, где у меня десять лет экспертизы, хоть там и не такие высокие зарплаты.
Неля. После курса по основам Python я поняла, что с грамотными наставницами и наставниками можно освоить многое, но хотелось бы выбрать то, что интересует именно меня. Перебрала свой профессиональный бэкграунд (я работала до этого несколько лет в договорном отделе IT- компании, занималась финансовыми и юридическими аспектами контрактов на IT-услуги), оценила что мне нравится делать и выбрала для себя направление тестирования ПО. «Потыкала» несколько бесплатных онлайн-курсов, убедилась, что на верном пути, прописала для себя в mind map, какие ещё теоретические направления и инструменты мне нужно изучить, и выбирала уже далее обучение «под них». Некоторое время тестировала на фрилансе и на совместительстве, а когда набрала необходимый в моих собственных глазах минимум опыта, — пошла по собеседованиям на Фулл-тайм. Сейчас я работаю тестировщицей программных продуктов в казанском филиале Московской IT-компании, тестирую фронтенд и бэкенд веб-приложений. Ни о чем не жалею ;)
- Как вы решили помочь Django Girls в организации и проведении воркшопа? Было это полностью личное решение или вас пригласили?
Пэйшенс. Меня пригласила знакомая, увидев, как я активничаю и быстро иду вверх. Я согласилась, потому что это же отлично — и возможность поделиться, и строчка в резюме! Тем более что у меня есть преподавательский опыт: я преподавала музыку и английский (да, я умею много всего, а ещё у меня индивидуальный подход к каждо_й учени_це). Умею бережно передавать знания? Умею! Поэтому была только рада помочь.
- Вообще занимаетесь ли вы менторством?
Пэйшенс. Я мечтаю об этом. Могу менторить начинающих переводчиц и переводчиков.
- Организовывали ли вы ивенты до Django Girls?
Пэйшенс. Концерты себе организовывала, когда играла в группе. Не люблю организовывать, нервов много, а выхлопа мало. Хотя и корона какая-то надевается от того, что ты такая вся главная и всё организуешь, ха-ха.
- Как считаете, повлияли на вашу рабочую этику установки Django Girls?
Пэйшенс. Конечно. Только укрепили её.
Неля. Сложно ответить на этот вопрос, так как за всю мою профессиональную карьеру мне посчастливилось работать с коллегами, которые уважали друг друга. Воркшоп скорее помог взглянуть на саму себя и свои возможности под другим углом, понять, что ты можешь делать что-то новое, было бы желание и интерес.
- Маленькое напутствие — для тех, кто будет не прочь войти в айти и/или посетить воркшоп Django Girls. Это по желанию ;)
Пэйшенс. Будьте добры к себе. Разрешите (себе и другим) поверить в себя.
Неля. Не бойтесь пробовать. Возможно, это ваше и нужно для первого шага только взять протянутую руку. Успех — это количество попыток, не нужно отнимать у самой себя шансы)
Редакция Дочерей Сиф благодарит героинь за ответы на вопросы и поздравляет всех веб-мастериц с профессиональным праздником!
Интервью взяла: Лариса Черная