Радужная пропаганда

Дочери Сиф
8 min readDec 15, 2020

--

В ноябре 2020 года Элис 一 админку паблика для ЛГБТ-знакомств в Екатеринбурге 一 оштрафовали на 50 тысяч рублей. На кого и за что заводят дела о «пропаганде гомосексуализма» в России?

художница: Мария Утрачена

Слово «пропаганда» зачастую имеет негативные коннотации и ассоциируется если не с идеологическими войнами XX века, то с пропагандистами на телевидении, создающими образ «врага» для страны. Эти же пропагандисты расскажут вам и о «врагах», угрожающих вашим детям; о «врагах», коварно плетущих свои радужные сети, способные уничтожить все ценности, что вам дороги. Если смешать все страшные сказки о падении нравственности с государственной гомофобией, то получится закон о пропаганде гомосексуализма.

Статья 6.21 КоАП РФ «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» была введена летом 2013 года. Что закон подразумевает под «пропагандой»?

Пропаганда выражается в распространении информации, направленной на:

- формирование нетрадиционных сексуальных установок

- составление привлекательного образа нетрадиционных сексуальных отношений

- создание искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных отношений

- навязывание информации, вызывающей интерес к нетрадиционным отношениям.

Закон не поясняет, какие сексуальные отношения являются «традиционными», а какие нет. Юрист правозащитной организации «Агора» Дамир Гайнутдинов в комментарии DW дал следующую трактовку закона:

«Грубо говоря, нельзя говорить о нормальности ЛГБТ. Во всяком случае в присутствии несовершеннолетних»

По факту, под «традиционными» авторы закона и власти в целом подразумевают только цис-гетеро отношения. Но при этом является ли проведение сексуальных практик, включающих не самые «традиционные» методы, в гетеро-парах «нетрадиционными сексуальными отношениями»? «Традиционно» ли сексуальное насилие в гетеро-парах, состоящих в браке? Насколько «нетрадиционны» а*сексуальные отношения между разнополыми людьми?

Все эти вопросы риторические, но на деле понятие «пропаганды» и размытая формулировка развязывает руки и дает свободу действий для привлечения любого человека по этой статье. Программная директриса Московского бюро Human Rights Watch Татьяна Локшина рассказала в комментарии DW о том, что по ее мнению, в законе «о гей-пропаганде» расплывчатости нет:

«Практически любое публичное позитивное освещение ЛГБТ-людей, отношений может расцениваться как пропаганда. Теоретически этот закон можно применить ко многим людям. Но его применяют выборочно»

«Выборочное применение» затрагивает в основном ЛГБТ-активисто_к. К тому же не все дела доходят до суда и заканчиваются штрафами. В период 2014–2016 годов, по статье были оштрафованы 14 человек. Из 20 дел, заведенных в 2019 году, штрафы получили 4 человека. Юрист Российской ЛГБТ-сети Александр Белик рассказал изданию «Такие дела»:

«Как мы видим из статистики, закон и так не особо применяется. Но это инструмент для репрессий в отношении конкретных ЛГБТ-активистов типа Цветковой. Статья изначально вводилась для того, чтобы у людей создалось впечатление, что пропаганда — это что-то очень страшное, плохое и неправильное. Многие считают, что есть даже уголовная ответственность за пропаганду, хотя это всего лишь штрафы. На практике это ни к чему не приводит, кроме создания ореола незаконности вокруг всего, что связано с ЛГБТ»

Размер штрафов для физических лиц по этой статье может варьироваться от 4–5 тысяч рублей (например, на такие суммы штрафовали участников публичных акций за плакаты с «пропагандой») до 50–100 тысяч за публикации в интернете или через СМИ.

Первыми осужденными по этой статье стали основатель Московского гей-прайда Николай Алексеев и ЛГБТ-активисты Ярослав Евтушенко и Дмитрий Исаков. В 2013 году все трое были признаны виновными и оштрафованы на 4 тысячи рублей. Летом того же года Дмитрия Исакова уволили с должности кредитного инспектора, которую он занимал, после того как суд в Казани признал законными запреты пикетов, которые он провел.

В 2014 году Алексеев, Евтушенко и Исаков обратились в Конституционный суд, чтобы доказать, что Статья 6.21 КоАП неконституционна, однако получили от инстанции следующий ответ:

«Данная статья не препятствует беспристрастному публичному обсуждению правового статуса сексуальных меньшинств, в том числе путем проведения в установленном законом порядке публичных мероприятий. Однако в соответствующие мероприятия не должны вовлекаться несовершеннолетние, а распространяемая информация не должна быть ориентирована на них»

Каким образом одиночные пикеты и радужные флаги на марше вовлекают несовершеннолетних, КС не объясняет. Тем не менее, Николай Алексеев даже счел решение суда прорывом для защиты прав ЛГБТ:

«Исходя из этого решения, все дальнейшие запреты публичных ЛГБТ-мероприятий в России невозможны, в том числе московские, потому что речь идет не о пропаганде гомосексуализма, а о борьбе за свои права»

К слову, к 2020 году для запретов публичных мероприятий как по борьбе за права ЛГБТ, так и по любым другим повесткам используют другие статьи (20.2 КоАП и «дадинская» статья как самые любимые у правоохранителей). Тем не менее, штрафы и задержания за плакаты с “пропагандой» и радужные флаги после этого никуда не исчезли. Например, в 2018 году за флаги на первомайской демонстрации в Санкт-Петербурге задержали Кирилла Федорова и Игоря Кочеткова. В январе этого года протокол о «пропаганде» составили на активистку с плакатом «Свободу Цветковой». Иногда для заведения статей достаточно и репостов двухлетней давности. Так, в 2017 году на 50 тысяч была оштрафована самарская активистка Евдокия Романова, которую вызвали в отделение за репосты статей The Guardian и BuzzFeed в Facebook и ВКонтакте.

Закон о «пропаганде» не только является препятствием для борьбы за права ЛГБТКИА+ и используется для репрессий в отношении активисто_к, но и провоцирует насилие. Согласно докладу HRW от 2014 года, с принятием этого закона значительно вырос уровень насилия в отношении ЛГБТ.

Основной причиной роста насилия стала безнаказанность людей, его совершающих при попустительстве полиции. С появлением закона о «пропаганде», возросла стигматизация гомосексуальных и бисексуальных отношений, а также трансгендерности. В связи с этим, люди относящиеся к ЛГБТ+ в какой-то степени стали восприниматься как люди «вне закона». И это неудивительно, поскольку и сама власть не только не осуждает агрессивную риторику, но и зачастую сама использует ее. В 2017 году от МВД звучали высказывания, приравнивающие гомосексуальность к педофилии.

«В ряде случаев были развернуты кампании по очернению ЛГБТ и защитников прав ЛГБТ, работающих преподавателями в вузах, школах или детских образовательных центрах; этих педагогов представляли таким образом, будто из-за одной их сексуальной ориентации от них исходит угроза детям. Большинство из них лишились работы», — из доклада HRW.

Многие из пострадавших от насилия и преследований на почве гомо- и трансфобии не стали обращаться в полицию из страха притеснения со стороны уже самих полицейских. Дела других пострадавших, которые все-таки писали заявления, даже не расследовались. А те дела, за которые полиция бралась, не рассматривались даже как дела о насилии на почве ненависти. В целом, из результатов доклада следует, что власти практически не предпринимают усилий для привлечения нападавших к ответственности.

«Они окружили меня и заставили стоять в центре круга. Меня расспрашивали о моей сексуальной жизни и предпочтениях, потом они заставили меня прокричать, что я педофил и гей. Они назвали себя «Спортсмены против педофилов» и сказали мне: «Мы вас всех переловим, и мы вас научим жить». Было около 5 часов вечера, в торговом центре было полно людей, пришедших поесть и за покупками. Никто не остановил их, никто не вмешался», 一 цитата одного из пострадавших; приведена из доклада HRW.

С 2014 года ситуация с насилием в отношении людей относящихся к ЛГБТ+ не стала лучше. Подробнее о гендерном насилии на почве идентичности.

Николай Алексеев, о котором шла речь выше, не остановился на рассмотрении дела в Конституционном суде. Вместе с ЛГБТ-активистами Николаем Баевым и Алексеем Киселевым, также привлекавшимся по этой статье, они подали жалобу в Европейский суд по правам человека. В 2017 году ЕСПЧ, наконец, вынес свое решение: закон о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних, принятый в России в 2013 году, нарушает статью 10 (свобода выражения мнения) и 14 (запрещение дискриминации) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Представители России в ЕСПЧ с решением суда не согласились. В соответствии со второй частью статьи о свободе выражения мнения, государство может ограничивать эту свободу в интересах «охраны здоровья и нравственности» и «защиты прав других лиц». Поэтому, по их мнению, закон о пропаганде нетрадиционных отношений никак не противоречит Конвенции. Из пересказа Медузы:

Если сравнивать однополые отношения с традиционной семьей, они чаще ведут к разным заболеваниям — особенно это касается ВИЧ-инфекции. Еще однополые отношения сдерживают рост населения.

Активисты пытались создать в сознании детей привлекательную картинку однополых отношений и исказить их взгляд на традиционные семейные ценности. Таким образом они вторглись в нравственное и духовное развитие детей. И еще нарушили права родителей — они сами должны решать, как воспитывать своих детей, чему и как их учить.

В ответ Европейский суд заявил о последовательном осуждении действий и решений государств, направленных на предвзятое отношение к ЛГБТ, оправдываемое традициями.

Что касается здоровья, в лозунгах истцов не было ничего, что могло бы склонить людей к безрассудному поведению, способному навредить здоровью. В любом случае запрет выражать мнение по вопросам, связанным с темой ЛГБТ, едва ли может снизить риски для здоровья граждан. Как раз наоборот: распространение знания о половой и гендерной идентичности, о сопутствующих рисках и методах защиты — важнейшая часть заботы о здоровье общества.

Столь же сложно понять, как «пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений» мешает добиться роста населения — вернее, как введение такого запрета поможет достичь нужных демографических показателей. Рост населения связан с большим количеством разных факторов, и самые очевидные из них — экономическое процветание, гарантии безопасности и наличие условий для того, чтобы вырастить ребенка.

Рекордсменкой по количеству штрафов по статье 6.21 КоАП, безусловно, является ЛГБТ-активистка и художница Юлия Цветкова. Кроме уголовной статьи о распространении порнографии за рисунки вульвы, на Цветкову последовательно оказывается и такое давление. В этом году она получила уже третий штраф в размере 75 тысяч рублей за публикацию рисунков с хештегом #ДаВыберу, который был популярен в социальных сетях этим летом, в связи с гомофобной рекламой поправок в российскую Конституцию.

скриншот изображения, за которое оштрафовали Юлию

Ранее ее штрафовали за рисунок с надписью «Семья там, где любовь. Поддержите ЛГБТ+ семьи!», а также за ее страницу во ВКонтакте.

Последний громкий случай преследования по статье о пропаганде нетрадиционных отношений связан с екатерингбургской активисткой и администраторкой паблика для ЛГБТ-знакомств Элис Фэндом. В конце октября этого года на нее составили протокол, а уже в ноябре Элис признали виновной по статье КоАП 6.21 п. 2 «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних с применением сети Интернет» и назначила минимальный штраф в 50 тыс. рублей.

Статья была заведена в связи с пабликом «Радужный Екб», в котором публиковались анкеты для поиска друзей и партнеро_к. За три года существования группы в ней набралось меньше 400 человек. Подробнее об истории Элис на портале It’s my city.

Сейчас девушка собирает средства на оплату штрафа, поэтому если у вас есть возможность помочь, то даже минимальная сумма будет полезной.

скриншот поста о сборе средств в Instagram

Статья 6.21. КоАП РФ нарушает права человека и на государственном уровне одобряет дискриминацию уязвимых групп населения, буквально подставляя их жизни опасности. К таким выводам уже давно пришли правозащитники, активисты и даже ЕСПЧ, но штрафы и задержания во имя защиты мифических «традиционных» ценностей 一 это все еще та реальность, с которой мы сталкиваемся практически ежедневно.

текст: Горчакова

--

--