A-Word: репродуктивные права снова под угрозой
На второй неделе декабря 2020 г. в инфополе появились две новости на тему репродуктивных прав, но с совсем разным смысловым наполнением: в Аргентине декриминализовали аборты, а Минздрав России опубликовал проект приказа «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности», подразумевающий изменение показаний к проведению абортов.
В первом случае это прекрасная новость, ведь, по словам журналистки и активистки Ингрид Бек, это победа женского движения, которое проводило кампании прочойс на протяжении многих-многих лет. Закон ещё должен пройти одобрение Сенатом до конца года, но прогноз абсолютно благоприятный.
Прочойс — общественное движение за репродуктивный выбор, отстаивающее право женщины совершать аборт, а также соответствующая этико-политическая позиция.
Во втором случае новости не такие приятные. Проект приказа Минздрава РФ подразумевает изменение списка медицинских показаний для проведения абортов на сроке после 12 недели. Многие показания были исключены из перечня или сокращены (например, до самых тяжелых стадий на момент выявления). То есть, если у женщины* или у плода диагностируют заболевание после 12 недели беременности или по каким-либо обстоятельствам не было возможно проведение прерывания ранее (например, из-за перебоев в работе медицинских учреждений в неблагоприятной эпидемиологической обстановке), то сделать аборт уже будет невозможно. Данные ограничительные меры ставят под угрозу жизнь и здоровье (в том числе ментальное) многих женщин.
*В тексте для удобства используются слова «женщина» и «мать», однако не все люди, способные к беременности, идентифицируют себя таким образом.
Правовой фон
Аборт 一 это ситуация, когда беременность сроком менее 22 недель самопроизвольно или намеренно заканчивается (выкидыш, замершая беременность, медицинский аборт). Т.к. считается, что плод с 22 недель с использованием современных медицинских технологий уже может выжить в окружающем мире, роды с 22 по 37 неделю называются рождением недоношенного ребенка.
Сроки медицинских абортов:
ранние 一 до 12й недели 一 производятся в том числе по желанию женщины,
поздние 一 с 12й до 28й недели 一 выполняются по медицинским (угроза здоровью женщины, пороки развития плода) и социальным (решение суда о лишении или об ограничении родительских прав, беременность в результате изнасилования, пребывание женщины в местах лишения свободы, наличие инвалидности I-II группы у мужа или смерть мужа во время беременности) показаниям.
Согласно недавно утвержденному приказу Министерства здравоохранения РФ от 20 октября 2020 г. N 1130н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю “акушерство и гинекология” (это другой приказ, не тот, проект которого сейчас на утверждении), порядок проведения медицинских абортов в ранние сроки оставлен без изменений по сравнению с 2016 годом.
Что касается поздних абортов:
- социальные факторы подтверждаются на основании соответствующих документов (например, свидетельство о смерти и т.д.);
- если они проводятся по медицинским показаниям, то собирается консилиум врачей для их подтверждения;
- женщине предоставляется информация о возможности искусственного прерывания беременности по медицинским показаниям. При этом женщина имеет право отказаться от этой возможности. Тогда ей и плоду/новорожденному оказывается максимально возможная помощь для сохранения жизни и здоровья в профильных медицинских учреждениях.
Показания для позднего аборта
Со стороны женщины:
- туберкулез (все активные формы);
- краснуха в период беременности, в том числе при контакте с больными в отсутствие иммунитета к заболеванию;
- онкологические злокачественные новообразования (особенно те, при которых требуется выполнение курса химиотерапии на область малого таза);
- сахарный диабет с тяжелыми почечными или глазными осложнениями (нефропатия, состояние после пересадки почки, ретинопатия);
- тяжелый гиперпаратиреоз в активной фазе;
- акромегалия в активной фазе;
- пролактинома (новообразование гипофиза, секретирующее гормон пролактин) при резистентности к медикаментозному лечению и нарушениях периферического зрения из-за него;
- синдром Иценко-Кушинга в активной фазе;
- ревматические и врожденные пороки сердца (тяжелая сердечная недостаточность), состояния после некоторых кардиохирургических вмешательств, аневризма аорты и крупных артерий, тромбоэмболическая болезнь, артериальная гипертензия, не поддающаяся терапии;
- острый лейкоз, лимфомы из группы высокого риска, лимфогранулематоз III-IV ст., миелодиспластические синдромы, хронические миелопролиферативные заболевания, тяжелая апластическая анемия, хронический миелолейкоз — терминальная стадия или требующий лечения ингибиторами тирозинкиназ; гемолитические анемии, острая порфирия, тромбоцитопеническая пурпура, не поддающаяся лечению;
- активная форма сифилиса, СПИД;
- тяжелые психиатрические заболевания, особенно сопровождающиеся суицидальными мыслями и поведением, слабоумием;
- заболевания нервной системы (тяжелые формы паркинсонизма, Хорея Гентингтона, боковой амиотрофический склероз, рассеянный склероз, острые нарушения мозгового кровообращения, эпилепсия, каталепсия, нарколепсия, синдром Гийена-Барре, болезнь Вильсона);
- тяжелая дыхательная недостаточность;
- язвенная болезнь желудка, осложненная кровотечением, хронический гепатит высокой активности с печеночной недостаточностью;
- тяжелые заболевания печени и почек с нарушением их функции;
- тяжелые заболевания органов зрения (злокачественные новообразования глаза и его придаточного аппарата);
- тяжелые болезни костно-мышечной и соединительной ткани (синдром Такаясу, врожденное отсутствие конечностей, ахондроплазия, синдром Шегрена и т.д.)
- заболевания, специфичные для беременности (чрезмерная рвота беременных, пузырный занос, хорионэпителиома);
Со стороны плода:
- замершая беременность;
- пороки внутриутробного развития плода (по МКБ 10: Q00-Q99);
При выявлении порока развития плода, несовместимого с жизнью, или при наличии сочетания нескольких пороков с неблагоприятным прогнозом для жизни и здоровья, в отсутствие методов эффективного лечения, включающего внутриутробную хирургическую коррекцию, женщине должен быть предложен аборт.
Порядок проведения поздних абортов регламентирован клиническими рекомендациями “Искусственное прерывание беременности на поздних сроках по медицинским показаниям” от 2018 года.
Какие изменения есть в проекте приказа
В новом приказе сокращены медицинские показания к аборту, по которым ранее женщина имела право прервать беременность на любом сроке, в том числе с 12й недели, когда прерывание “по желанию” уже не проводится.
По сравнению с действующим приказом, из тех данных, которые удалось оценить, пока текст не пропал из доступа, обращают на себя внимание изменения по сокращению целого ряда пунктов, связанных со здоровьем женщины (сужение показаний/их исключение):
- активные формы туберкулеза;
- контакт с больными краснухой;
- злокачественные новообразования глаза и его придаточного аппарата,
- лимфомы из группы высокого риска, лимфоидный лейкоз, миелодиспластические синдромы, апластические анемии;
- акромегалия, гиперпролактинемия, синдром Иценко-Кушинга;
- умственная отсталость, депрессивные расстройства;
- хронические ревматические болезни, неудовлетворительная хирургическая коррекция порока сердца;
- грыжа брюшной стенки, гипертрофический пилоростеноз, спаечная болезнь кишечника, острая жировая дистрофия печени и др.
Часть этих заболеваний может существенно влиять на качество жизни женщины во время беременности и после неё, когда организм будет подорван ещё и этой нагрузкой (подробнее о нагрузке даже на здоровый организм при физиологическом протекании беременности — здесь).
Впрочем, ряд пунктов был расширен. Например, был включён сахарный диабет вне зависимости от тяжести течения.
Представители Минздрава связывают изменения с улучшениями медицинского обслуживания в стране:
“В последний раз перечень пересматривался в 2007 году и был утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 №736 (ред. от 27.12.2011). Учитывая развитие медицинской науки, изменения в подходе к лечению различной патологии при беременности, в настоящее время, на основании предложений всех главных внештатных специалистов по всем профилям оказываемой медицинской помощи подготовлен проект нового приказа Минздрава России, утверждающего перечень медицинских показаний для прерывания беременности”, 一 уточнили в министерстве.
После того, как депутатка Оксана Пушкина осудила проект, министерство здравоохранения России пообещало скорректировать его.
Казалось бы, прямо сейчас ничего страшного не произошло: меняются медицинские технологии 一 появляются новые возможности для оказания медицинской помощи и вынашивания беременности женщинами с особенностями здоровья, если они этого хотят. Однако, если смотреть на ситуацию в контексте, картина вырисовывается совсем не радужная.
Нынешнее положение дел в России
Последние несколько лет в России всё чаще стали звучать аргументы за сокращение абортов для решения проблемы демографии. Официальная позиция постепенно начинает смещаться в сторону «профилактики абортов» и исключения их из системы ОМС.
В ноябре 2020 года главный репродуктолог Минздрава РФ Олег Аполихин предложил вывести аборты из системы здравоохранения и проводить их в “абортариях” 一 специальных учреждениях на базе Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН). Аргументировал он это тем, что “для современного образованного человека аборт, будучи «расчлененкой», не должен быть приемлем”. В Минздраве выступили против предложения Аполихина, а вот РПЦ поддержала его инициативу. Ранее президент поручил усилить финансовую заинтересованность медиков в “профилактике абортов”.
Вмешательство в репродуктивную свободу женщин произошло в период ограничительных мер по поводу COVID-19: в России медицинские учреждения стали отказывать женщинам в проведении абортов из-за карантинных мер, поскольку плановые операции были отложены. В РПЦ и вовсе выступили за введение моратория на аборты на время пандемии.
В это же время в мире работает сервис Women on Web, который помогает женщинам сделать безопасный медикаментозный аборт без очной консультации с врачом, на дому.
Лана Узарашвили в своей статье “Её тело — наше дело” для журнала DOXA пишет:
“Таким образом, мы видим, как даже в ситуации легальности абортов и даже обеспечения их системой ОМС государственные органы буквально жонглируют женскими телами в соответствии со своими целями и интересами”.
Ограничения абортов способствуют этим целям и интересам только, если государство хочет навредить, поскольку невозможность сделать аборт официально приводит к росту количества так называемых подпольных абортов, несущих реальный риск здоровью и жизни женщин.
Что можно сделать, чтобы не допустить принятия проекта
- В течение двух недель проект находится на обсуждении, вы можете проголосовать или высказаться против законопроекта на сайте (авторизация через аккаунт ЕСИА).
Можно воспользоваться ИНСТРУКЦИЕЙ, составленной активист_ками Марина и Мира Тай. - Писать в своих соцсетях, а также в группах смежной тематики, о ситуации с хэштегом #нетограничениюабортов и ссылкой на отзывы по проекту.
- Обратиться к правозащитни_цам, известным личностям, знакомым журналист_ками, чтобы они также писали об этом.
Авторство текста: Ева Effa Treble Clef, фем- и ЛГБТ-активистка, ведущая каналов Я/Мы Юлия Цветкова, #РоссияПротивТрансфобныхЗаконов.