Беларуски || Нина Багинская: Политическая активистка и героиня протестов
О счастливой и свободной женщине, борющейся за свободу Беларуси с 1988 года
Как вы представляете свою жизнь в 73 года? Счастливая старость в окружении детей и внуков? У Нины Григорьевны Багинской есть большая любящая семья: дети, внуки, правнуки… Но есть и еще кое-что. Политическая борьба с постсоветской системой, которую эта невероятная и сильная женщина ведет уже многие годы.
На заре независимой Беларуси
Нина Багинская столкнулась с жестокостью полицейского произвола еще в далеких 1980-х: 30 октября 1988 года она впервые вышла на несогласованный митинг памяти жертв сталинских репрессий. Акция была жестоко подавлена — людей разгоняли дубинками и слезоточивым газом.
«Тогда, в ноябре, я впервые увидела, как милиционеры разогнали митинг — атаковали жестко, с отравой из баллончиков. Вероятно, слезоточивый газ. Тогда я не пострадала: у меня рост 156 сантиметров, так что более высокие люди меня прикрыли, и им досталось больше. Мы стали в сцепку — если мы бы были по одному, то каждого затоптали бы»
«Я тогда посмотрела на все это и подумала, что нужно помогать молодым»
Геологиня по образованию, она проработала многие годы в Белорусском научно-исследовательском геологоразведочном институте (БелНИГРИ). Уже тогда она проявляла гражданскую активность и даже создала в своем институте местное товарищество Белорусского народного фронта. Нина Багинская — гордая беларуска, искренне любящая Беларусь, свой народ и родной язык: в 1994 году, когда к власти пришел Лукашенко, Багинскую уволили из института, объясняя это тем, что она подготовила важный отчет о своей работе на беларуском языке. Реальной причиной увольнения Нина считает то, что руководство не одобряло ее политическую позицию:
«Меня нисколько не смущала моя оценка нефтяных вопросов. Во-первых, было очевидно, что Москва никогда не допустит к союзной нефти даже самых выдающихся специалистов из Беларуси, потому что это стратегическое сырье. Я тоже против добычи нефти в Беларуси — у нас она с легкими фракциями, пригодна для космических путешествий, у нас дома отапливаются. Я говорила об этом, и руководство хмурилось»
Калі я ня буду абараняць мову і Беларусь, то я спаць не змагу спакойна*
*Если я не буду защищать [беларуский] язык и Беларусь, я не смогу спать спокойно
Все 1990-е годы Беларуси приходилось подтверждать свой статус независимого государства, и, как и всем постсоветским странам, выстраивать собственную политическую систему. В интервью The Insider Нина рассказала о том, как она с другими активистами координировала акции по листовкам. Все в лучших традициях фильмов о революционерах, но на современный лад: телефоны прослушивались полицией, а потому листовки называли кодовым словом “капуста”, которой активисты без конца обменивались.
«Уже много лет я каждый год хожу на пикеты в Куропатах, даже когда нас там 1–2 человека. За эти годы я протестовала против результатов референдума 1996 года, объединения с Россией, закона о дармоедах — много чего»
Десятилетия сопротивления режиму Лукашенко
Политический режим Лукашенко никогда не терпел даже малейшего сопротивления. Годами все политические акции разгонялись, активистов запугивали, а гражданам Беларуси насаждалась аполитичность. Но побороть Нину Багинскую Лукашенко не удалось. За свою политическую активность ее не раз задерживала милиция.
Из интервью после ареста в апреле 2019 года:
«Два раза меня отправляли в ИВС на Окрестина — кажется, в 1999 году и 2002-м. Но, как видим, вспомнили снова почти через 20 лет»
В беларуской активистской среде Багинская стала известной в 2006 году. Известность ей принесла акция, посвященная Дню воли (День независимости Беларуси, не считающийся государственным праздником, но который многие беларусы отмечают 25 марта). Фотография, на которой она стоит перед отрядом полиции с флагом в руке, разошлась по всему миру в этом году, но немногие знают, что этому фото уже больше 14 лет.
В интернете можно найти множество фотографий Нины Багинской с историческим национальным флагом Беларуси (белый-червоно-белый флаг, использующийся в качестве одного из символов протестов этого года), сделанные в разные годы. Помимо непосредственного участия в акциях, Нина шила флаги для других активистов: девятиметровый флаг, который она сделала к очередному Дню воли, ежегодно разворачивается в Минске.
Лукашенко уже многие годы ненавидит флаг, под которым он давал присягу в далеком 1994, а потому силовики часто отбирают флаги Нины Григорьевны:
«До 2014 года отдавали флаги, потом стали ломать и забирать. А с 2016-го опустела казна — перестали забирать флаги, но стали давать за них штрафы»
Одной из своих любимых акций Нина называет акцию сожжения советского флага. В 2014 году, в знак протеста против действий России в Украине, Багинская подожгла флаг Советского Союза на ступенях здания КГБ.
В интервью Настоящему Времени в 2019 году Багинская рассказала о том, что каждый раз стыдит задерживающих ее силовиков за поддержку режима Лукашенко:
«Вы хотите, чтобы от него хорошо пахло, если вы его обокрали? У него нет куска мыла помыться. Я каждый день в трамвае езжу с таким народом, который обокрала власть, которой вы служите», — пересказывает пенсионерка свою речь, обращенную к милиционерам, и со смехом добавляет: «Это так понравилось бомжу, что он мне руку пожал»
За акции, которые проводит Багинская, ее постоянно штрафуют. Всего у нее насчитывается штрафов на сумму более 16 тысяч долларов (по нынешнему курсу 一 1,24 миллиона российских рублей). В 2016 году у нее изъяли бытовую технику и два дачных участка; с этого же года из ее небольшой пенсии стали вычитать 20% компенсации, а с 2017 года уже 50%.
«Как вам это? Я же спортсменка, наверное, хочу выйти на рекорд Гиннесса по штрафам! Ну и пусть. Власть не вечная. Тут так: чем хуже — тем лучше. Быстрее люди поймут, что это такое»
Беларуские активисты предлагали Багинской финансовую поддержку, но она не берет помощи ни у них, ни у своей семьи. Штрафы Нина не платит принципиально: «Зачем пополнять казну и [оплачивать] существование этой милиции, судов и прокуратуры?»
Год, когда Беларусь проснулась: Багинская в 2020
«Я гуляю. Воздухом дышу». Видео, на котором Нина Багинская гордо проходит мимо ОМОНовца и говорит это, облетело весь мир.
В протестах за честные выборы Нина Григорьевна участвует с самого их начала. 10 августа, после жестокого разгона протестующих светошумовыми гранатами она снова вышла на улицу. Багинская принимает участие во всех акциях, митингах и маршах, которые проходят в Минске.
Молодежь уже сделала меня героиней, легендой, они называют меня «зорькой». А я радуюсь, что молодежь не такая подавленная, поэтому принципиально хожу на протесты каждый день. Да, мне не очень нравится, что большинство говорит на русском. Но гораздо важнее любить свою семью, не уезжать из своей страны. Как бы хорошо ни было за рубежом, жить на своей земле лучше.
Вчера, 5 ноября 2020 года, в квартире, где живет Нина Григорьевна прошел обыск.
Около 19.00 в в квартиру ворвались люди без опознавательных знаков. По данным Радыё Свабода, силовики заявили, что должны провести «следственный эксперимент», предположительно по уголовному делу, которое завели на внучку Багинской. В ходе обыска они искали “какие-то неразрешенные вещи и предметы”. К счастью, никого не задержали.
«Я никого не боюсь. Приходила сюда милиция, я им сказала: … я с вами и разговаривать не хочу»
текст: Горчакова