Своя среди чужих

Дочери Сиф
5 min readOct 27, 2020

--

Сегодня ночью в должность судьи Верховного суда США вступила Эми Кони Барретт. Чем это грозит репродуктивным правам американок?

иллюстраторка: Мария Утрачена

Консервативные политики по всему миру прилагают всевозможные усилия для ограничения репродуктивных прав женщин. 22 октября 2020 года правительство Польши усилило и без того строгое законодательство и запретило проводить аборты при тяжелых дефектах плода — по этому показателю проводилось 98% процедур на территории страны. Польские женщины незамедлительно вышли на улицы с протестами. И разумеется, они в своей борьбе не одиноки. Похожие протесты против ограничений репродуктивных прав проходят и за океаном, в Соединенных Штатах Америки. Причиной для протестов служит назначение новой судьи Верховного суда Эми Кони Барретт, которая имеет возможность кардинально изменить историю страны и жизни ее гражданок.

США представляет собой уникальную страну с уникальной системой самоуправления. Существует такое понятие как states’ rights (права штатов), которое означает, что штаты имеют право сами принимать законы вне зависимости от федеральных (общих) законов. И принимают штаты в основном законы о запрете абортов. Эта борьба идет с момента принятия федерального закона о легализации абортов по желанию женщины после знакового дела Роу против Уэйда в 1973 году. И противостояние только набрало обороты в 2010-ых годах после избрания демократа Барака Обамы.

Карта распределения республиканских (красных) и демократических (синих) штатов

В штатах с преимущественно религиозным, республиканским и консервативно настроенным населением, таких как Техас, Луизиана, Алабама, распространены жесткие меры по ограничению доступности абортов. А штат Миссури, в котором проживают более трех миллионов женщин, имеет ровно одну клинику по проведению абортов, принадлежащую Planned Parenthood [организация, занимающаяся оказанием услуг в области репродуктивного здоровья]. В 2019 году министерство здравоохранения штата не продлило им лицензию на оказание медицинских услуг, ссылаясь на четыре нарушения, найденных специальной комиссией в данной клинике. Благодаря решению главы комиссии по административным слушаниям штата, лицензия была продлена, и Миссури не стал единственным штатом в стране, в котором нет клиник по проведению абортов. К тому же, Миссури граничит с демократическим Иллинойсом, и благодаря этому жительницы Миссури, живущие близко к границе, могут дополнительно воспользоваться клиникой для проведения абортов, построенной Planned Parenthood в Иллинойсе на границе между штатами. Вот на такие ухищрения владельцам клиник приходится идти, чтобы предоставить женщинам доступ к абортам.

Это только один пример проблем, с которым сталкиваются управляющие клиниками по проведению абортов. Существуют множество других способов ограничить работу клиник. К примеру, законы, направленные на закрытие учреждений, где оказываются любые услуги по прерыванию беременности под прикрытием заботы о пациентках, которые иногда называют Targeted Regulation of Abortion Providers или TRAP (“ловушка” на английском). Данные законы регулируют такие параметры, как ширину коридоров, размеры палат, удаленность от ближайшего госпиталя и в некоторых случаях удаленность от школ даже тех клиник, где женщинам проводят только медикаментозные аборты. Из-за несоблюдения этих требований у организации могут отобрать лицензию, если владельцы не перестроят целое здание, а такая возможность есть не у всех. Эти законы и привели к резкому снижению количества клиник в некоторых штатах. Но проведение абортов до 12 недели по желанию женщины все еще теоретически легально во всех 50 штатах. На данный момент.

18 сентября умерла Рут Бейдер Гинзбург, судья Верховного суда и культовая личность в американской юриспруденции. Она провела всю свою карьеру, борясь за права американских женщин, в том числе и за репродуктивные. С ее смертью в Верховном суде осталось восемь человек — пять консерваторов (включая главного судью Джона Робертса) и три либерала. Из пяти консерваторов двое — Нил Горсач и Бретт Кавано — были назначены президентом Дональдом Трампом за один его срок. И если в 2018 году Бретт Кавано был назначен на свою должность легально, хоть и с большим скандалом, Нил Горсач занял должность незаконно. После смерти ультраконсервативного судьи Антонина Скалии (на которого когда-то работала судья Барретт) в 2016 году президент Барак Обама назначил на высокий пост либерального судью Меррика Гарланда, но глава Сената Митч Макконнелл утверждал, что если в этом году проходят выборы, то и назначение на столь высокий пост должен сделать новый президент, хотя до выборов оставалось больше полугода. По этой причине сенатор заблокировал номинацию судьи Гарланда в ожидании выборов президента. В день своего вступления в должность Дональд Трамп номинировал Нила Горсача, которого незамедлительно поддержал Сенат. И вот в сентябре 2020, за два месяца до новых выборов, после смерти судьи Гинзбург снова освободилось место в Верховном суде, и Митч Макконнелл, невзирая на свое собственное решение и созданный им прецедент 4 года назад, объявил, что именно нынешний президент назначит нового судью Верховного суда. Дональд Трамп принял радикальное феминистское решение заменить женщину женщиной и этой судьей стала Эми Кони Барретт.

Рут Бейдер Гинзбург (слева); Эми Кони Барретт (справа)

Эми Кони Барретт — 48-летняя уроженка Индианы, юристка, набожная католичка, профессорка права знаменитого католического университета Нотр-Дам (который до 1972 года принимал только мужчин) и мать семерых детей, в том числе, двух приемных. В 2017 году Дональд Трамп номинировал её на пост судьи Аппеляционного суда седьмого округа. В этой роли судья Барретт прослужила три года до 26 октября 2020 года, когда её коллега, судья Кларенс Томас, принял её присягу в Верховный суд. Судья является убежденной консерваторкой, и по утверждению Джонатана Терли, профессора права Университета Джорджа Вашингтона, если Рут Бейдер Гинзбург была одной из наиболее последовательных в своих либеральных взглядах судей в истории Верховного суда, то Барретт будет столь же последовательна в своих консервативных взглядах. Ее взгляды распространяются и на один из самых важных законодательных вопросов современной Америки — репродуктивные права. С ее назначением на должность приходит и значительный перевес консерваторов в Верховном суде — шесть против трех. И если ранее главный судья Джон Робертс, будучи консерватором, часто принимал сторону своих либеральных коллег, как, например, в деле о закрытии клиник по проведению абортов в Луизиане, именно благодаря его решению объединиться с либеральными судьями, клиники продолжили свою работу. Теперь даже с его участием в суде останется пять консерваторов против трех либералов и него самого. И эти люди имеют шанс изменить современную Америку, отменив решение по делу Роу против Уэйда и позволив штатам самим решать вопрос легализации абортов.

Из-за долгой истории нарушений со стороны республиканских политиков и лично главы Сената под ударом окажутся репродуктивные права жительниц консервативных (и не только) штатов. Нет никакой уверенности в том, что судья Барретт сразу же возьмется за иск, решение по которому приведёт к отмене решения по Роу против Уэйда. Однако есть большая вероятность, что этот момент не так далёк и американским женщинам остается то же, что и всегда — протестовать, звонить своим политическим представителям, закупаться таблетками экстренной контрацепции и ждать того, что однажды справедливость будет восстановлена. До этого момента остается лишь надеяться, что Planned Parenthood сможет построить еще больше клиник на границе консервативных штатов.

Текст: Саша

--

--

No responses yet