Каждая пятая: СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ

Дочери Сиф
5 min readFeb 3, 2021

--

Дополненный фрагмент статьи о типах гендерного насилия «БОРИСЬ ЗА СЕБЯ — БОРИСЬ ЗА СЕСТРУ»

художница: Мария Утрачена

В декларации ООН 1993 года насилие над женщиной определяется как действия, которые могут принести, в том числе, половой ущерб. Это связано с тем, что нередко насилие над женщиной проявляется в виде сексуального посягательства. По данным ВОЗ, в среднем каждая пятая женщина когда-либо подвергалась сексуальному насилию.

По оценке Всемирного банка за 2018 год, женщины 15–44 лет имеют больше шансов пострадать от изнасилования и бытового насилия, чем от рака, малярии, ДТП и войн, а из всей женской смертности 19% приходится на смерти в результате изнасилования.

в среднем каждая пятая женщина когда-либо подвергалась сексуальному насилию

Один из мифов, связанных с сексуальным насилием и поддерживаемый массовой культурой, заключается в том, что насильник 一 это всегда незнакомец, совершающий преступление из злого умысла. На деле исследования показывают, что насильник не был знаком с жертвой только в 10% случаев. Больше половины изнасилований совершают интимные партнеры; треть 一 друзья, знакомые и родственники.

Также существует распространенный стереотип о том, что сексуальному насилию подвергаются только половозрелые женщины, отвечающие конвенциональным стереотипам о красоте. Исследование Лори Хейсе, Жаклина Питангайя и Адриенны Жермен показало, что женщины страдают от сексуального насилия в любом возрасте — с младенчества и до пожилого возраста. Это связано с тем, что сексуальное насилие является проявлением не влечения, а токсичной маскулинности, навязанной мужчинам в рамках патриархального воспитания.

Из-за того, что воспитание в России строится по патриархальной модели, вопрос с сексуальным насилием стоит довольно остро. Это связано как с широким распространением мифов о насилии, так и с определением проблемы (например, немногие знают, что сексуальное насилие включает в себя как изнасилования, так и другие действия сексуального характера). К примеру, статистика уголовных дел по статье 131 УК РФ (изнасилование) не является репрезентативной, поскольку включает в себя только один возможный вариант сексуального преступления (пенетрация члена во влагалище), а другие виды сексуального насилия (в том числе альтернативные виды пенетрации) выносятся в статью 132 УК РФ и статью 135 УК РФ. Таким образом, даже правовая система России не способствует решению проблемы, поскольку формулировка законов не учитывает множество факторов от некорректного определения изнасилования до необходимости профилактики данного вида преступлений.

Эти две статьи также имеют ограничения в возможности заведения дела из-за того, что преступления против половой неприкосновенности рассматриваются с точки зрения реализации половой потребности. Из-за этого, например, Сергей Кукушкин, обвиненный в действиях сексуального характера против своей полуторагодовалой дочери, не понес наказания, так как у него не было полового влечения к ребенку.

формулировка законов не учитывает множество факторов от некорректного определения изнасилования до необходимости их профилактики

Еще одна проблема, с которой сталкиваются российские женщины — это стереотип об отношениях в браке. Сейчас законотворчеством занимаются в том числе люди, которые рассматривают брак с традиционалистской точки зрения, в которой он представлен как союз мужчины и женщины с целью продолжения рода: то есть секс является неотъемлемой его частью. Согласно исследованиям, проведенным в России, 60% мужчин и половина женщин считают, что изнасилование в браке невозможно. Таким образом, свидетельство о браке представляется некой распиской, гарантирующей выполнение «супружеских обязанностей», что лишает брак необходимости соблюдения принципа активного согласия. В итоге мы имеем страшные цифры: по данным исследователей из МГУ, 23% опрошенных женщин подвергались сексуальному насилию со стороны мужа; 75% рассказали о том, что они занимались сексом по требованию партнера, даже если они этого не хотели, а 20% из них идут на такие «уступки» на постоянной основе.

Все это наслаивается на патриархальные установки, из-за которых женщины, пострадавшие от насильственных действий сексуального характера, боятся заявить о преступлениях, поскольку это может привести к общественному осуждению или даже обвинению в преступлениях (например, дела о клевете или о лжесвидетельствовании). Бывают случаи, когда дело заводить отказываются представители власти. По данным центра «Сестры» лишь 10–12% женщин, пострадавших от сексуального насилия, заявляют о совершенном против них преступлении. Ситуацию усугубляет то, что в конце прошлого года были приняты поправки в закон о клевете, подразумевающие уголовную ответственность за обвинение в «совершении преступления против половой неприкосновенности».

лишь 10–12% женщин, пострадавших от сексуального насилия, заявляют о совершенном против них преступлении

Встречаются и такие виды сексуального насилия, которые, по мнению некоторых людей консервативных взглядов, должны «исправить» жертву, например коррекционные изнасилования представител_ьниц ЛГБТКИА+, проводящиеся с молчаливого одобрения общества. В данном случае сексуальное насилие становится частью насилия на почве идентичности.

Последствия сексуального насилия могут включать как физические, так и психологические травмы. Вопреки мифу о том, что в результате изнасилования невозможно забеременеть (ведь «дети 一 это плоды любви»), от 5 до 18% случаев сексуального насилия в отношении женщин от 12 до 54 лет заканчиваются беременностью пострадавшей. Также в результате насилия увеличиваются риски получения гинекологических осложнений и венерических заболеваний. Попадает под удар и психическое здоровье: у жертв значительно повышаются риски депрессии, посттравматического стресса и суицидального поведения, сохраняющиеся в течение продолжительного времени.

В 2020 году в России и во многих других странах произошел всплеск случаев домашнего насилия, частью которого является и насилие сексуальное. Кроме того, по данным МВД, впервые с 2005 года в нашей стране произошел рост числа изнасилований и покушений на изнасилование. Причинами роста могут быть как условия пандемии, в которых обострились многие проблемы, связанные с гендерным насилием, так и повышение осознанности жертв в том, что необходимо обратиться за помощью. Первая причина кажется более реалистичной, поскольку в июле прошлого года Открытые медиа публиковали данные, согласно которым число изнасилований выросло на треть, в сравнении с 2019 годом.

В сексуальном насилии ни при каких обстоятельствах не виновата жертва, однако знать, как помочь себе или другой пострадавшей необходимо. Можно ознакомиться с “планом безопасности” после совершенного насилия, например, от Центра помощи пережившим сексуализированное насилие “Сёстры”.

Если вы столкнулись с насилием в свой адрес или в вашем окружении есть человек, которому нужна помощь:

Бесплатный круглосуточный телефон доверия: 8 (800) 7000 600

Сёстры — независимый благотворительный Центр помощи пережившим сексуальное насилие. Телефон доверия — 8 499 901 0201. С февраля 2022 года Центр начнёт проводить регулярные встречи для переживших сексуализированное насилие (форма для записи).

Центр помощи «Анна»* — помощь женщинам, пострадавшим от насилия.

Консорциум женских неправительственных организаций — юридическая помощь пострадавшим от домашнего насилия

Насилию.нет* — центр помощи, пострадавшим от домашнего насилия

Российская ЛГБТ сеть* — помощь жертвам насилия на почве идентичности

Телефон горячей линии (с 15:00 до 21:00 по московскому времени) 8–800–555–73–74

Телефон доверия: 8–499–901–02–01

ИНГО — петербургский кризисный центр, оказывающий помощь женщинам, пострадавшим от сексуального и физического насилия, торговли людьми, а также в других кризисных ситуациях.

Фатима — казанский кризисный центр, юридическая и психологическая помощь пострадавшим от домашнего насилия, помощь с поиском убежища. Есть чат-бот: @fatimahelp_bot

* Включены Минюстом РФ в реестр организаций, исполняющих функции иноагентов

--

--

No responses yet