«Планировать и раньше было трудно, а теперь не понятно, на какое развитие событий и сроки ориентироваться»: женщины с СДВГ о жизни до и после 24 февраля
Если даже для нейротипичных и ранее ментально здоровых людей это был дикий стресс, то что же стало с остальными?
СДВГ у женщин диагностируют реже. Критерии диагностики разрабатывались под мальчиков, у девочек лучше развит маскинг*, а у взрослых людей СДВГ диагностируют ещё реже, так как вплоть до МКБ-11 он считался чуть ли не «детской болезнью».
*[Прим. Дочери Сиф: Умение маскировать симптомы СДВГ и притворяться, что человек ничем не отличается от других.]
Взрослая женщина с СДВГ может дойти до врача и начать получать психиатрическую помощь лишь после того, как в жизни произойдёт сильный стресс и справляться станет совсем сложно. Например, после поступления в вуз или родов.
Даже для нейротипичных людей 24 февраля и начало так называемой специальной военной операции стали сильным стрессом. Как же себя чувствовали и чувствуют те, у кого есть СДВГ? Мы поговорили с ними.
[Прим. Дочери Сиф: Все героини этого материала живут в России либо жили здесь изначально.]
Дария
«Это был ужас кромешный. […] Самый худший день в моей жизни, который я никогда не забуду и никогда не прощу путинской власти», — так охарактеризовала 24 февраля Дария. Она получила свой диагноз лишь в январе этого года, в возрасте 24 лет, и только начала получать помощь.
По [проведённым до февраля] тестам у психиатра, симптомы у Дарии были выражены максимально: инсомния, большие проблемы с фокусом внимания (вплоть до истерик из-за неспособности просто почитать книжку), высокая импульсивность. Организовать свой день было невозможно, а высокая тревожность не снималась ни антидепрессантами, ни транквилизаторами, ни даже нейролептиками. На фоне этого у девушки развилась депрессия.
«В общем, жизнь на хаос была похожа, если честно, не было ни сил, ни возможности нормально работать и учиться».
Жизнь Дарии разделилась на до и после получения диагноза и начала фармако- и психотерапии: оказывается, что она правда не была ленивой, а у неё была и остаётся довольно серьёзная болезнь*. Только начав принимать Страттеру**, девушка поняла, что такое, судя по всему, чувствовать себя «нормально».
* [Прим. Дочери Сиф: Болезнью своё состояние называет сама героиня.]
** [Прим. Дочери Сиф: Прежде чем принимать какие-либо препараты в надежде облегчить жизнь с СДВГ, проконсультируйтесь со специалист(к)ами. Здесь и далее упоминание препаратов не является рекомендацией!]
Счастье длилось недолго. Максимальный эффект и «максимальный кайф от новой жизни» длились только до 24 февраля. По мнению Дарии, «специальная военная операция» стёрла прогресс процентов на 70.
Анастасия
Когда у Анастасии родился и подрос сын, ему диагностировали СДВГ. Наблюдая за ним и собой и узнавая больше об этом синдроме, она пришла к выводу, что в детстве у неё самой был классический СДВГ. Советские педагоги и врачи не знали про такой диагноз, родители тем более.
За много лет до этого она приходила к психотерапевту из-за тревожности во время беременности. Ей поставили тревожно-депрессивный синдром.
«В провинции» (прим. ДС — выражение героини) СДВГ чаще занимаются врачи-неврологи. Помощь невролога женщина стала получать уже вместе с сыном.
Из-за переживаний и стресса рассеянность и забывчивость Анастасии усилились, стало очень трудно концентрироваться на работе. У Анастасии есть коллеги, считающие СДВГ оправданием лени, — с их стороны начались насмешки.
Начальство заметило спад производительности и спросило, в чём дело. Что можно было ответить людям, которые верят российскому правительству и поддерживают так называемую специальную военную операцию?
Ксения
В детстве Ксении ставили диагноз СДВГ, но её мать отнеслась к нему несерьёзно, «из разряда “само пройдёт и это у всех есть”». Никакой помощи психиатра девушка не получала, а в дальнейшем диагноз не подтверждали.
Ксения читала статьи про СДВГ на порталах вроде b17 и смотрела каналы в тиктоке и справлялась самостоятельно.
До 24 февраля девушка жила с почти полным отсутствием концентрации.
«Я тогда не так давно устроилась работать в Буше пекарем-продавцом, и когда ты банально забываешь часть заказа, а тебе потом за это прилетает — это грустно. Ещё грустнее становится, когда люди считают тебя просто тупой или невовлечённой, хотя тебе, по факту, приходится херачить в 2 раза больше».
Также ей было сложно поддерживать увлечения, и это тоже угнетало. Хобби надоедали, и Ксения могла по полгода не возвращаться к ним. В итоге всё сводилось к тому, что она ничем не занималась.
С 24 февраля и почти до лета Ксения лежала в «бешеной тревоге», вообще не понимая, что делать и как быть.
Блумма Кулиш
Блумма не живёт в России уже пять лет. Сейчас она находится в Швеции. Она поддерживает связь с родственниками (в основном с бабушкой) и многочисленными подругами (в основном из Москвы). Подруги есть у неё и в Украине, а ещё там живёт её бывшая девушка, с которой они продолжают общаться.
Тревожиться и следить за новостями Блумма начала ещё когда огласили «независимость» «ЛДНР» (20 февраля). Ночь на 24 февраля прошла за чтением фанфиков. Ближе к половине пятого девушке удалось успокоиться и она уже хотела ложиться спать, но увидела сообщения о взрывах в Киеве.
У Блуммы случилась истерика, но ей удалось заснуть ближе к семи утра.
Весь день девушка проходила «никакая», проверяя новости и записывая сообщения в попытке успокоиться.
«Очень помогла успокоиться мама, которая вечером обняла меня и сказала, что поддерживает мою антивоенную позицию».
На той неделе у Блуммы были каникулы, она планировала поехать на концерт в Стокгольм. За месяц до описываемых событий его перенесли из-за ковидных ограничений.
«В ретроспективе я понимаю, что и слава богу — я бы не смогла радоваться в такой день».
Анастасия
Оплата на работе Анастасии сдельная, а это значит, что с понижением производительности понизился и заработок.
Цены в стране, наоборот, повысились, так что купить необходимые курсы препаратов Анастасия не может: брать их требуется не менее чем на месяц, а как правило, желательно на месяца два-три. И даже дешёвые ноотропы, например, пикамилон в таблеточной форме, на время пропал в городе из аптечной сети. При том, что, со слов женщины, действительно помогающие препараты неврологи «в провинции» и не назначают. В результате приходится заниматься самолечением и пользоваться теми препаратами, которые продают без рецепта.
К усилившимся симптомам СДВГ добавилась тревожность и странные приступы, похожие на панические, чего раньше не было.
Ксения
Когда «бешеная тревога» закончилась, Ксения стала более продуктивной.
«Я поняла, что всё, приплыли. Либо я делаю что-то сейчас, либо я не сделаю этого уже никогда».
Детство девушки было тяжёлым.
В раннем возрасте Ксения сталкивалась с насилием, в том числе, сексуальным. Росла она с нарциссичной обесценивающей матерью, которая воспринимала дочку, как вещь. Лет до 14 любое социальное взаимодействие оффлайн вызывало у Ксении дикую тревогу.
Поэтому ей в принципе проще жить в тревожной опасной обстановке, она привыкла к ней. Когда вокруг всё хорошо и спокойно, она начинает себя накручивать по всяким мелочам, а вот в критические моменты — по максимуму собирается. Работает это не везде и не всегда, но в данном случае это «помогло встать менталке на место».
Сейчас у девушки появились цели, к которым она идёт: выйти на заработок 80к+ в месяц на фрилансе, максимально быстро закрыть все кредиты, сделать загранники и «прыгнуть на трактор, пока это возможно».
Дария
24 февраля Дария проснулась от плача соседки и поняла, что Россия напала на Украину. Девушка не хотела просыпаться.
У Дарии была надежда, что она всё неправильно поняла, что войны нет.
«Открыла новости — там бомбёжка мирных городов российской армией».
Последующие месяц-полтора слились для девушки в сплошное 24 февраля, она не может отделить все эти дни друг от друга.
В первый же день у неё поднялась тревожность, опять — но не совсем — ушли внимательность и фокус, вернулась инсомния. Особенно сильно бьёт по Дарии инсомния. Мало того что гиперактивность её провоцирует — девушка политолог, активистка и сейчас получает полит. беженство в совершенно незнакомой стране.
В схему лечения добавились транквилизаторы, например, атаракс. Без него спать в особо ужасные периоды «спецоперации» девушке было абсолютно невозможно. Сейчас она опять восстанавливает сон из-за нервов после объявления мобилизации, опять с помощью атаракса.
Несмотря на то что прогресс в состоянии очень сильно ушёл, Дария считает, что без терапии СДВГ не справилась бы вообще.
«Не знаю, чем бы для меня закончилась весна 2022 года без эффективных таблеток и поддержки психотерапевта».
Блумма Кулиш
Де-факто Блумма получила диагноз два года назад. Тест в клинике показал, что фокус внимания Блуммы понижен, в то время как гиперактивность повышена. Тот факт, что у неё с большой вероятностью СДВГ, подтвердило несколько медработников, включая психиатра.
Де-юре диагноза всё ещё нет: это связано с особенностями шведской системы здравоохранения.
Тем не менее, ей прописали те же таблетки, какие иногда назначают взрослым с СДВГ.
После 24 февраля у девушки обострились другие ментальные заболевания — и в качестве побочного эффекта симптомы СДВГ стали проявляться сильнее (например, упал уровень концентрации).
Схему лечения, тем не менее, ей не меняли.
В 2019–2020 гг. Блумма работала с психотерапевтом. Сейчас она не думала всерьёз о том, чтобы возобновить эту работу: стресс больше вылился в соматику, чем в мысли. Например, возникли проявления тревоги типа дрожи.
Ал
Официального диагноза у Ал нет. Изначально она заподозрила у себя СДВГ, так как чаще всего люди с СДВГ/аутизмом получают в своей жизни фразу «ты умный, но ленивый», хотя ленивыми они не являются. Источники она изучала разные: от МКБ до тиктока. Совпало слишком большое количество признаков.
Внутри РФ Ал за психиатрической помощью не обращалась и не планирует. Она считает, что сейчас её горизонт планирования расширился.
«Все внешние обстоятельства сузили варианты того, что можно планировать,
а чем меньше вариантов, тем легче просчитать возможные, на деле-то».
Анастасия
Анастасия полностью выбита из колеи.
«Планировать и раньше было трудно в силу СДВГ, а теперь не понятно, на какое развитие событий и сроки ориентироваться при планировании, я полностью выбита из колеи и плыву по течению. Дома бардак из-за усилившейся рассеянности. Снова стала терять вещи, хуже контролировать денежные траты. Участились импульсивные покупки сладкого на фоне стресса».
Анастасия пропила курс магния Б6, который раньше помогал уменьшить проявление симптомов, но в этот раз удалось лишь чуть уменьшить тревожность, без приступов.
Из-за обилия пропаганды кругом женщина начала думать: «А может и правда, это я попала под влияние западной пропаганды и фейков? Я же не нахожусь там и не вижу, что на самом деле происходит. Может, наше правительство право насчёт угроз НАТО и США?»
Но всё-таки у Анастасии есть интернет-знакомые, которым она доверяет и которые тоже осуждают «специальную военную операцию». Она читает разные оппозиционные и правозащитные каналы, это помогает.
«Я считаю, что мне не нужно благосостояние родины и будущих поколений ценой войны».
СДВГ не выбирают. С СДВГ ты чувствуешь себя рождённой с браком, как неправильная деталь или механизм. Сопротивляясь пропаганде, чувствуешь себя, как в иррациональном сне. Когда вокруг нарушены здравый смысл и логика.
«Эти ощущения накладываются. Годами чувствуешь себя какой-то не такой из-за СДВГ, а теперь ещё и по убеждениям».
***
Другие наши материалы об СДВГ у женщин:
- «У женщин проявляется нетипично» — специалистка про СДВГ;
- «”Партнёр просто думал, что я странненькая”: смешанные отношения женщин с СДВГ».
Текст: Лариса Черная